Сегодня Горная Шория многими людьми воспринимается как прекрасный уголок Земли, где можно найти всё для того, чтобы отдохнуть, заняться спортом, половить рыбу, собрать экологически чистые травы для чудесного чая, а также кедровые орехи, грибы и ягоды, наконец, сделать уникальный фотокадр, который будет потом радовать тебя в суете будней. Но Горная Шория – это и место, где живём и работаем мы. И часто всей этой красоты просто не замечаем. Но можно сделать так, что наши интересы совпадут. О том, как сделать туризм выгодным бизнесом, мы разговариваем с главой района В.Н. Макутой.
- Владимир Николаевич, новогодние каникулы в очередной раз доказали, что Таштагол и Горная Шория – привлекательный туристический центр? - Да, я убеждён, что это так, но к этому надо относиться очень ответственно. Рассчитывать только на замечательные природные условия опасно. Горная Шория всегда привлекала туристов: чистые и богатые рыбой реки, доступные и неподготовленному альпинисту горы, нетронутая цивилизацией тайга. Для жителя индустриального Кузбасса всё это интересно и увлекательно. Но сегодня этого уже недостаточно. Время диктует свои условия. Если удастся ухватить удачу за хвост – повезло. Так и произошло, когда в 70-е годы было решено подготовить наши горы для занятия горнолыжным спортом. Это было в новинку, а главное, модно. Пришлось немало потрудиться, чтобы приспособить природные условия: построить трассы, подъёмники, создать необходимую инфраструктуру. Только трассы и подъёмники строились тогда и в других городах, но там не было таких гор. А ведь наш рельеф оказался уникальным, что специалисты просто ахнули. Недаром же на горе Зелёной проводились соревнования самого высокого международного уровня.
Сегодня это уже история. Остановиться на полпути – значит проиграть. Но сегодняшние задачи и значительно сложнее. Если вчера мы праздновали открытие гостиницы или горнолыжной трассы, то сейчас это уже стало обыденным явлением. Мы и мыслим другими категориями: нам подавай уже генеральный план застройки сектора Е, сектора А.
Наши планы на новогодние каникулы откорректировала погода. Уже прогноз многих напугал, люди заранее стали менять свои графики, а потом и реальные морозы всё расставили по своим местам. Конечно, мы рассчитывали на большее число туристов. Однако и то, что получили, не даёт повода плакать. По нашим предварительным подсчётам за первую декаду нового года наш район посетило более 176 тысяч человек. Хочу сразу оговориться, что для объективности мы учитывали человеко-дни. Кто-то приезжал на 1 день, другой провёл на горе все каникулы.
Прошлые годы мы вели учёт в основном приезжих на горнолыжном комплексе в Шерегеше. Сейчас мы раздвинули границы рекреационного комплекса до всего района. Конечно, больше всего было приезжих в Шерегеше. Почти 2500 человек выбрали местом отдыха Мундыбаш, чуть более 2000 провели время в Казе. Даже Усть-Кабырза привлекла внимание 2000 человек. Понятно, что тут не обошлось без участия снежного человека – желание встретиться с ним манит немало людей. В этот раз только поездом «Снежинка» приезжали в Горную Шорию 10660 человек. Меня это радует. Народ уже осознанно тянется к нам. Уверен, что такая география будет расширяться.
- Как вы относитесь к тому, что у горнолыжного комплекса «Шерегеш» появился конкурент в лице «Таная»? - Шуму и в вправду много. Причём не всегда объективная информация подаётся, часто со скандальным оттенком. Но, к сожалению, сегодня это форма выживания. Сам я этим стараюсь не пользоваться. Мне рассказывали, что недавно один из руководителей Танайского комплекса, будучи у нас в Шерегеше, попал в неприятную ситуацию, когда из-за отключения электричества остановился подъёмник. У всех испортилось настроение, а у него – наоборот. В такой момент я говорю: делайте всё, чтобы исключить подобное, и тогда у конкурента не будет повода для такой радости.
- Тем не менее, последние аварии на Зелёной – предмет для обсуждения. - Да, к сожалению. Буквально накануне праздников случился пожар на нижней площадке горнолыжного комплекса, в результате которого сгорели домик тренеров и спасателей и рядом стоящее кафе. А 3 и 4 января дважды произошло отключение электроэнергии. Из-за этого остановились девять подъёмников. Пришлось в аварийном режиме освобождать людей. Благо, спасатели сработали оперативно. Но во всех случаях виновник один – компания МЭФ, эксплуатирующая 140-ю подстанцию.
4 января я провёл совещание, на котором постарались проанализировать случившееся и сделать выводы. Итог неутешительный: нашему имиджу нанесён серьёзный удар. Для паники повода нет, а вот приложить максимум усилий для того, чтобы исключить подобное в будущем, надо. Сегодня на комплексе оказалось столько потребителей электроэнергии, что справиться с таким объёмом сети не могут. Лимиты потребления определены, но каждый стремится превысить их. В результате перенагрузки такой итог.
Пока усилили контроль, сейчас установлено постоянное дежурство энергетиков. А будущим летом надо провести реконструкцию подстанции и заменить распределительные сети. Конечно, бизнес будем поддерживать, иначе все наши планы пойдут прахом. - Владимир Николаевич, какие планы в развитии туристского бизнеса в районе? - Планов много. Есть программа максимум и программа минимум. Я уже не раз говорил о том, что в области, и в первую очередь в нашем районе, сделаны шаги в организации снегоходного туризма. Дело это интересное. В других странах оно приносит большие доходы. И нам нельзя отставать, пока эта ниша не занята. Перед Новым годом открыта первая сертифицированная снегоходная трасса длиной 40 км Шерегеш – Усть-Кабырза. По некоторым данным, уже в январе ею воспользовалось не менее 600 человек. И это только начало. В ближайшее время снегоходная техника будет действовать по правилам и на горе Зелёной. Там появится маршрут до Поклонного Креста. Кому не нравятся наши маршруты, никто не запрещает готовить и пользоваться своими.
Сейчас наша задача организовать туристский бизнес в крупных посёлках, где уже есть кое-какая база. Это Каз, там есть профилакторий, Мундыбаш, в Темиртау пользуется популярностью зона отдыха «Голубые пруды». Серьёзно пошли дела в Усть-Кабырзе. Предприниматель Юрий Круч взялся за подготовку горнолыжной трассы, появится там и бугельный подъёмник, и гостиничный комплекс. Уже сейчас огромным интересом у приезжих пользуется Азасская пещера. В нынешнем году здесь начнёт действовать музей «Трёхречье». Интересно, что в Усть-Кабырзе более 25 человек уже оформили земельные участки под реализацию будущих проектов.
Я рассчитываю, что к этому движению активно подключатся Шорский национальный парк, уже зарекомендовавшая себя в турбизнесе фирма «Шория-Тур». Никому не запрещено и другим себя показать. Руки приложить есть где.
- Может быть, подскажете? - Подсказать-то можно всегда. Надо только помнить, что самое неожиданное и выгодное совсем близко, надо только приглядеться. Например, есть рядом с городом интересный объект «Спасские дворцы». Его используют пока только неорганизованные туристы. Уверен, что не все таштагольцы уже побывали там. А ведь вполне возможно провести выходной день, отравившись по маршруту «Спасские дворцы – Спасск». Взяться за это дело мог бы любой инициативный опытный турист-инструктур. А могла бы и Спасская администрация взять на свои плечи организацию первого муниципального туристского маршрута. Предложил же однажды глава Спасска Евгений Остроухов водный маршрут на катамаранах по Кондоме. Кому-то, может быть, на первых порах это показалось несерьёзным делом, а ведь пошло дело, и сегодня ребята с удовольствием сплавляются.
- Это вы уже о летнем туризме говорите. Сегодня он очень отстаёт от зимнего. Почему? - Вчерашний день – сейчас он всё больше и больше набирает обороты. Особенно сплавы по Мрассу и Кондоме. Ребятам они нравятся. Но и взрослые не отстают. Более того, на сплавы отправляются приезжие туристы. Не слышал ни одного негативного отзыва. Нам нужно сделать их массовыми.
Пока не так распространены таёжные походы. А зря. У нас есть что посмотреть. Горы Мустаг, Патын, Кайбынь, Сенгебир. А какие интересные и таинственные есть в нашем районе пещеры. Для спелеологов просто рай. Пока робко идёт дело с организацией конных маршрутов. Они тоже были бы востребованы. Если не сидеть, сложа руки, а действовать, то Таштагольский район только на туризме мог бы разбогатеть. Некоторые страны именно эта отрасль и содержит.
- Всё взаимосвязано: должна быть широко развита инфраструктура. - Вот и я говорю, что нам никак нельзя остановиться и не строить новые дороги, не двигать торговлю, не браться за развитие народных промыслов, национальных культур. Турист без этого тоже не может. Дикий туризм сегодня уже не пользуется популярностью. Вот почему мы стараемся работать во всех направлениях. Посмотрите: спорт. Мы достигли прекрасных результатов в горнолыжном спорте и сноуборде, который появился со строительством первых трасс. Звёзды спорта освещают путь мальчишкам и девчонкам. Они завтра придут им на смену. Открытие дороги на Алтай подняло интерес к этому региону – мы осваиваем Телецкое озеро, они едут к нам. Пока эта трасса не такая оживлённая, но я думаю, что появятся рядом с дорогой объекты сервиса, и она оживёт. Тут важно руки не опускать. В какой-то перспективе мне хотелось бы видеть, что у нас в районе каждый посёлок сможет показать себя. Даже самый далёкий, самый таёжный. Сейчас в мире есть даже такие варианты: городская семья хотела бы пожить месяц в глубинке, питаться деревенской пищей, физически поработать, есть и встречные предложения. Если бы Эльбеза пригласила провести отпуск у себя, уверен, желающие нашлись бы. - У нас пока неважно обстоят дела с сувенирами на местную тематику. А ведь каждый с удовольствием бы прихватил домой приятную памятку. - Чтобы решить эту проблему, нужны таланты. Эту нишу с удовольствием заполняют приезжие продавцы. Посмотрите на прилавки, расположенные на Зелёной. Чего там только нет! И безделушки, и мёд, и орехи, и грибы. А по большому счёту, надо думать!
На этой прошлой неделе в Таштаголе работатала областная выставка «Горная Шория в декоративно-прикладном и изобразительном искусстве». В субботу в ДК «Горняк» подведели её итоги. Возглавил жюри начальник департамента культуры Л.Т. Зауэрвайн. Надеюсь, что мы сможем сдвинуть этот воз с места.
- У меня сложилось впечатление, что мы движемся в правильном направлении. - Да, но пока ещё медленно.