12 февраля молодёжный представил публике новый спектакль по бессмертной пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор». В нём было занято рекордное для нашего театра количество актёров. Репетиции и подготовка шли полгода. А сам спектакль – три часа.
После нескольких театральных сезонов, где «Ракурс» показывал современные пьесы, а порой и вовсе театральный авангард, обращение к классике было неожиданным. И тем приятнее сюрприз: постановка вышла уморительно смешной, игра великолепной, а сама атмосфера гоголевского уездного города – удивительно правдоподобной. Блестяще и убедительно были сыграны все роли без исключения. И в этом, конечно, талант исполнителей и главного режиссёра Елены Попыкиной.
-Ровно полгода мы работали над этим спектаклем, - говорит главный режиссёр МНТ «Ракурс» Е.В. Попыкина. – Почему так долго, вы, надеюсь, поймете, глядя на сцену. Этот спектакль мы назвали чемпионом по всем показателям за 21 год существования нашего коллектива. В нём занято 33 человека. Он чемпион по количеству мужчин, занятых в спектакле – их 25, а вы знаете, что в любительских театральных коллективах вечная проблема нехватки актёров-мужчин. У нас с этим порядок. Спектакль - чемпион и по продолжительности. Я призываю всех к терпению, потому что он будет длиться почти 3 часа с антрактом. Но хочу обрадовать: вам придётся сидеть немного меньше, чем его смотрели на премьере в 1836 году, когда Гоголь ставил его сам, потому что тогда в театре не существовало такой должности, как режиссёр. И тогда продолжительность «Ревизора» составила почти 5 часов.
По словам Елены Владимировны, при постановке «Ревизора» пьесу пришлось несколько осовременить. И это так. Взять, к примеру, начало первого акта, в котором действие разворачивается в… бане: герои выходят из парилки, покрытые полотенцами, поднимают пивные кружки (и впрямь, по-нашему), - и среди этой «благодати» городничий и сообщает им своё «пренеприятнейшее известие»: к ним едет ревизор, чиновник из Петербурга. Инкогнито! В принципе, пересказывать пьесу нет нужды, мы её помним с детства. Но смотрели, будто впервые.
Наверное, никто ещё не видел на сцене такого Игоря Саломахина - в роли городничего. Он вообще играл в нашем театре впервые. Хотя первый его театральный опыт относится к юности – и тоже «Ревизор», роль Хлестакова. Но каков перерыв в «актёрской карьере»! Так что неудивительно, что роль городничего – безусловно, главная роль пьесы – далась ему без труда. И грозный тот господин, когда надо, проявляет чудеса лести и раболепия перед «чиновником из Петербурга».
А чего стоят смотритель богоугодных заведений Земляника (актёр и кэвээнщик Сергей Подвигин): «Да больные у нас выздоравливают, как… как мухи...» – очень колоритная вышла фигура, а уж мимики и мастерства Сергею не занимать. И костюмчик был к лицу: цилиндр, фрак, белое жабо на шее. Очень удачно подобран актёр на роль Хлестакова, это Андрей Баранин, которому по ходу действия приходится сыграть двух совершенно разных Хлестаковых – сперва повесу и неудачника без копейки в кармане, а затем вошедшего во вкус мошенника, ловко играющего на подобострастии и нечистой совести своих «подопечных».
Или такая неразлучная по ходу действия парочка, как двое помещиков Бобчинский (Юрий Коробов) и Добчинский (впервые вышедший на сцену Михаил Петров) – роли весёлых простачков, да ещё практически одинаковой наружности ими исполнены просто блестяще.
Полной противоположностью им предстаёт персонаж Виталия Аристова - смотритель училищ Хлопов. Изображая до смерти перепуганного и вороватого чиновника, он и заикается вполне естественно.
Увидим мы в спектакле и других знакомых нам актёров «Ракурса». Почтмейстера Шпекина здесь играет Илья Юрков, жену городничего – Оксана Арбатская, его дочку – Ольга Колмакова, хлестаковского слугу Осипа – Сергей Насонов, жену смотрителя училищ – Зоя Петрова, Иван Стпрельников – частного пристава, а судью Ляпкина-Тяпкина - Андрей Анфёров. Он, между прочим, всего неделю назад вернулся из месячной таёжной вахты в национальном парке, а вот ведь и роль отрепетировал, и сыграл.
В этом и главная трудность самодеятельных театров: не просто собрать вместе такую массу актёров, занятых на своих основных профессиях. Как уже сказано, в спектакле участвуют 33 актёра, в том числе и в эпизодах. Иных из-за грима и узнать невозможно, например, кэ-вээнщиков Егора Сулекова, Дмитрия Гущина и Константина Черникова в роли купцов. А Наталья Шляхтицева (унтер-офицерская вдова) и Наталья Волкова (слесарша) в течение каких-то двух минут своего появления сумели показать, что и эпизод можно сыграть не хуже главной роли - зал катится от смеха. Отличилась в спектакле и «молодёжь» этого и так молодёжного театра. Например, Павел Строжков, сыграв банщика и квартального в первом акте, во втором уже занимается звуком. Александр Сазонов показывает нам настоящего Держиморду, Андрей Пичугин - слугу городничего. А каков трактирный слуга в исполнении Павла Жигулина!
Впрочем, говоря о постановке, нельзя в очередной раз не восхититься и современностью пьесы, изобилующей образами и цитатами на все времена. Вот городничий, предлагая снести старый забор, поясняет: «Оно, чем больше ломки, тем больше видна деятельность градоначальника…» Или прикрывает казнокрадство – не построенную вовремя церковь: «Не позабыть, сказать, что она начала строиться, но… сгорела…» А с каким ужасом вспоминает он о городских происшествиях: «За эти две недели была высечена унтер-офицерская вдова, арестантам не давали провизии, на улицах – кабак, нечистоты. Поношение!..»
Таким мы видим «Ревизора» в исполнении МНТ «Ракурс». Три часа пролетают незаметно, и вот она, финальная сцена – кульминация, которая, несомненно удаётся. С неба звучит громовой голос, возвещающий о настоящем чиновнике из Петербурга, персонажи замерли в немой сцене с перекошенными и удивлёнными лицами. Занавес. Браво!
P.S. Долго не смолкали аплодисменты, когда актёры, отыграв спектакль, вышли на сцену. А из зала к ним поднялись 1-й заместитель главы района И.Г. Азарёнок и начальник организационного отдела АТР Л.В. Ларина. От имени главы района В.Н. Макута они преподнесли театру заслуженные награды: Благодарственное письмо АТР и сертификат на сумму 50 тыс. руб. для приобретения музыкального оборудования.
А впереди у зрителей новые встречи с «Ревизором» - 24 и 27 февраля.
Автор Кирилл САЗАНОВ, корреспондент газеты "Таштагольский курьер" фото автора