Горная Шория –
удивительно красивый и загадочный край. И славится он
не только завораживающей природой с её богатствами, но и людьми. Они,
старожилы, могут многое рассказать о Горной Шории: о том, как здесь жили
раньше, как рос город и его окрестности, с какими трудностями
сталкивались и как их преодолевали. Несмотря ни на что, люди жили,
работали, заводили семьи и верили, что этот край – самый лучший.
Сегодня
мы хотим поделиться с вами, дорогие читатели,
воспоминаниями усть-кабырзинцев, которые живут в этом посёлке не один
десяток лет и знают, каким он был в те далёкие годы не понаслышке.
Рассказывает Вера
Фёдоровна Сандыкова:
- Родилась я в Омске.
Маму почти не помню: она умерла, когда мне
было пять лет. Остались мы с братом Гришей, отцом и дедушкой. После
смерти мамы отец увёз нас в село Сосновку Новокузнецкого района.
В 1941 году отца и
брата забрали на фронт. В конце июля пришла
похоронка на отца, а через две недели – на Гришу. Так мы остались с
дедом вдвоём, работали в колхозе. После окончания школы мечтала
поступить в медицинское училище. Приехав в Новокузнецк, случайно увидела
объявление, в котором приглашали на учёбу в педагогическое училище. И я
решила поступать туда. Дедушка тогда по-прежнему работал в колхозе. За
один трудодень ему выдавали два ведра картошки, которые он отдавал мне.
Ведро картошки я меняла на буханку хлеба, остальной картошкой питалась
сама. В училище ходила в онучах – лаптях из брезента, которые держались
на ноге с помощью бечёвки.
В 1947 году закончила
педагогическое училище. Мне предложили
поработать в Горной Шории. Выдали кирзовые сапоги, три метра бостона,
три буханки хлеба, бесплатную карточку. Дедушка напутствовал меня
словами: «Езжай, Маня, в Шорию, хоть хлеба вдоволь наешься». И я
поехала. До Таштагола добиралась на поезде в теплушке. Заведующий районо
города Таштагола встретил меня приветливо, обо всём расспросил и
предложил место в детском саду в п. Усть-Кабырза. Он рассказал мне о
посёлке, о местных жителях и сам лично поехал сопровождать до места
назначения. Добирались мы на лошадях почти сутки. Всю дорогу мужчина
надо мной подсмеивался, приговаривая: «Вот полюбишь шорца и останешься в
наших краях навсегда».
В посёлок приехали
затемно. Я с лошади сошла, а идти не могу –
ноги затекли от долгого сидения, кое-как расходилась. Местные смотрели
на меня с интересом, познакомили с директором колхоза.
Сначала я работала в
Начёле (Наа – новая, чо(ё)л – дорога) в
колхозном детском саду. Там были в основном шорские дети, да и
сотрудники плохо знали русский язык. Всего лишь две женщины, нянечка и
повар Анисия и Антонина Арбачаковы, хорошо разговаривали по-русски. И я
должна была научить русскому языку детей, чтобы свободно с ними
общаться. Как-то приехали ко мне с проверкой. Спросили одного ребёнка, а
он новенький был в группе и не сказал ни слова по-русски. Меня потом за
это на партсобрании разбирали.
На работу ходили из
Усть-Кабырзы по берегу вдоль скал вместе с
Анисией Арбачаковой. Посёлок Начёл располагался на правом берегу
р.Мрассу, и домов там было много – до самого клюквенного болота. В
посёлке была и начальная школа. Вместо парт там стояли столики, которые
принесли из своих домов сами жители. Кормила детей Мария Николаевна
Арбачакова. Приходилось ей нелегко – у женщины не было одной руки, но
она приноровилась делать всё споро и быстро: и зерно молола, и пекла из
муки лепёшки, хлеб. А зерно приносил председатель колхоза Василий
Васильевич Адыяков.
В Усть-Кабырзе тогда
были ясли, позже – ясли-сад, так как детей в
то время было много. Работал местный клуб, заведующей которого была
весёлая миловидная девушка Надежда Адыякова. По вечерам в клубе
собирались и стар и млад: играли на балалайке, гармошке, гитаре,
устраивали зажигательные танцы в чунях. На правом берегу располагалась
больница, в 1950-х годах к ней сделали пристройку. Хорошая была
больница, жители редко в город ездили, даже рожали здесь. В ней работал
врач Виктор Глухов – мастер был на все руки. До сих пор все, кто его
застал, вспоминают о нём добрым словом. «Скорой помощи» у нас не было, а
если случалось что-то серьёзное, больных увозили в городскую больницу
на вертолёте. Тогда всей деревней встречали и провожали вертолёт.
Недалеко от старой больницы была построена чайная, куда можно было
всегда заглянуть на чашечку душистого чая из самовара – вкуснотища
неописуемая.
Посёлок постепенно
рос. В деревне появились два детских сада –
один на правом берегу от поселковой администрации, а другой – на левом
берегу от леспромхоза. В них всегда было много детей. В детском саду я
проработала до самой пенсии – 48 лет. На левом же берегу стояла школа –
старая одноэтажная. Та школа вскоре сгорела, а на её месте построили
новую двухэтажную.
После посева и уборки
урожая всегда устраивали весёлые праздники с
песнями, плясками, частушками и хороводами. Шорские песни очень
мелодичные, есть и грустные. Я до сих пор помню несколько песен.
После войны через
Усть-Кабырзу часто проезжали повозки со
спецпереселенцами, но у нас останавливались немногие, в основном, немцы.
Трудно им пришлось на чужбине, часто к ним относились несправедливо, но
тогда время было такое: на войне у многих погибли родные и близкие, за
это винили немцев – переселенцев. Больше всего доставалось их детям от
сверстников. После большинство переселенцев вернулись на родину, но
некоторые остались жить у нас.
А слова заведующего
районо всё-таки оказались пророческими. В
этих краях я встретила своего мужа Виктора Сандыкова. Он в то время
работал секретарём партийной организации сельского совета, не раз
избирался председателем сельского совета, проработав в этой должности 16
лет. C мужем мы воспитали трёх дочерей – Тамару, Людмилу и Ольгу.
Похоронила я своего Виктора Ильича в 1971 году.
Из рассказа Раисы
Михайловны Судочаковой:
- Я родилась в п.
Усть-Кабырза в 1929 году. Родители Михаил
Арбачаков и Надежда Верещагина прожили вместе недолго. Отец ушёл от нас,
оставив мать с двумя маленькими детьми на руках: меня и сестру Шуру.
Жили мы трудно. Мама, чтобы нас прокормить, постоянно подрабатывала,
часто не спала ночами. В годы войны света не было, жили при лучинах.
Лучинок заготавливали много. Помню я и голод. Иждивенцам тогда давали по
250 граммов хлеба, рабочим – по 500 граммов. В школу не ходила – не
было одежды. Училась младшая сестра Шура, она меня и научила читать,
писать. Сестра закончила семилетку, потом работала телефонисткой, после
окончания спецкурсов её назначили заведующей почты в Усть-Анзасе, я с 12
лет работала в колхозе, труженик тыла, ветеран труда.
Мой муж Александр
Семёнович Судочаков родился в 1926 году в п.
Шор-Тайга, работал в колхозе, бухгалтером, одно время милиционером, а
когда переехал в Усть-Кабырзу, стал директором ДК, потом сельпо.
Вспоминает
Валентина Ильинична Арбачакова:
- Я родилась в мае
1926 года в п. Усть-Кабырза. Мой отец Илья
Сандыков (из рода Сандыковых) приехал в посёлок из г.Осинники, мать
Раиса Судочакова (из рода Cудочаковых) – уроженка п. Шор-Тайга, который
находится в 12 км вниз по течению р.Мрассу.
У нас в семье было
четверо детей: три брата и я. Жили мы дружно,
хотя и бедно. Мама всегда была в заботах: чем нас накормить, во что
одеть. Мы очень уважали своих родителей, помогали им по хозяйству и в
огороде – делали всё, что нам было под силу.
Школа, в которой я
училась, находилась на правом берегу р.Мрассу –
как раз в том месте, где сейчас расположена усадьба семьи Кучумовых.
Одевались мы бедно, мама шила для нас одежду из ткани, сотканной из
конопли. А те, кто был побогаче, в основном это дети из русских семей,
шили одежду из льняной самотканой ткани. Чтобы она получалось белой, её
отбеливали с помощью золы. Обувь тоже шили сами: сначала кожу
выделывали, а потом изготавливали «обутки». Вот в такой обуви я и пошла в
школу.
Дома в деревне люди
строили сами, вместе с родственниками – благо
лес рядом. Сначала заготавливали брёвна, привозили их на лошадях,
обтёсывали и строились. На болоте собирали мох, сушили его, а затем
конопатили щели. В то время в домах не белили стены и не красили пол, но
в избе всегда было уютно и чисто.
Ещё учась в школе,
начала работать в колхозе «Ной Конук», что
означает «Новая жизнь», со мной трудились и другие дети. Колхозные
угодья располагались на правом берегу р.Мрассу, где я сейчас живу.
Колхоз был небольшой, там выращивали пшеницу, овёс, гречиху, просо.
Собирали грибы, ягоду, всё перерабатывали. Cемьи, которые держали
хозяйство, сдавали в колхоз мясо, масло. Норма масла была от одной
коровы – 12 кг, а мяса нужно было сдать 40 кг. Очень часто семьи
объединялись при сдаче нормы и выручали друг друга: сдавали и свою
норму, и за другую семью. На следующий год менялись «ролями», так и
жили. Помню, как болезненно проходила коллективизация. Но, стремясь к
лучшей жизни, к которой нас призывали активисты, мы выжили. В то время в
посёлок стали приезжать русские. Мы жили бедно, но дружно. Замков в то
время не было, калитку закрывали только на «вертушку» или «верёвочку». У
взрослых была забота – как прокормить семью, у нас, детей, – как помочь
родителям. А после тяжёлой работы (посевной, уборки урожая) в посёлке
устраивали праздники. Проходили они весело, но ни одного пьяного не
было. Молодёжь с Карчита, Чилису-Анзаса, с других посёлков шла пешком,
чтобы повеселиться на празднике. Были у нас и свои музыканты: Иван
Кузьмич играл на гармошке, а Маня Чулекова – на балалайке. Пели весёлые
частушки, плясали, водили хороводы… Были у шорцев и свои национальные
праздники, которые отмечали семьями, чаще на природе.
Со своим мужем
Алексеем Серафимовичем Арбачаковым мы прожили 60
лет в мире и согласии. В годы войны муж работал в колхозе, затем в
геологоразведке в п. Суета, потом в ОЛПе связистом. Мы труженики тыла,
ветераны труда. Я до самой пенсии проработала санитаркой в больнице. К
сожалению, в прошлом году муж умер. Мы воспитали с ним троих детей, они
получили образование, теперь живут с семьями в городе, но про меня не
забывают. Часто приезжают с внуками в родную деревню, во всём мне
помогают и поддерживают.
Из воспоминаний
Cемена Ивановича Куртигешева:
- Сначала мы жили в п.
Кезес, отец работал там продавцом. Затем
переехали в Верхнюю Пурлу в колхоз «Красный охотник». В посёлке была
школа, где я закончил четыре класса. В 45-ом году стал ходить в
Усть-Кабырзинскую школу. Директором тогда был Иван Гаврилович
Сертегешев, а его брат Алексей Гаврилович вёл у нас литературу и
историю. Учеников в школе было много и из разных посёлков, в каждом
классе по 40 учеников. Учебники покупали сами, на всех их не хватало,
вместо чернил разводили чагу. В школе был и спортзал. Зимой мы ходили на
лыжах по реке Кабырза. Помню, на правом берегу на месте старого клуба
стоял детский дом. Лес для детдома рубили на горе между Таской и
Кабырзой. Тогда вся гора была покрыта сосняком.
В п. Усть-Кабырза мы
вместе с женой Диной Алексеевной Малышевой
переехали в 1963 году, с тех пор и живём там. Слышали про банду Гордея.
Про неё ходило много слухов, например, что они утопили не только
Апанаева и Григорьева, но и у других отбирали ценности. Будто в
Анзасской пещере прятали ружья, а потом вход в пещеру завалили огромными
камнями. В рабочем Карчите жили Апанаевы (однофамильцы), которые искали
в пещере золото.
Мы, шорцы, стараемся
соблюдать свои традиции и обычаи. После
уборки урожая в колхозе мужчины зимой уходили на охоту, ведь это – их
любимое занятие. Согласно обряду перед началом охоты надо было задобрить
духов огня и гор. Чтобы задобрить огонь, кропили его водкой, затем
обращались к горам, называя каждую по имени. Если угождали духам, то
накануне снился сон об удачной охоте. По преданию, у некоторых гор
хозяйка горы – женщина, у других – мужчина. Если хозяйке горы понравится
охотник, то она могла забрать его к себе или его дух, тогда он болел и
умирал.
Шаманов в Верхней
Пурле не было, а в Кичах был дед- шаман по
имени Сачын. К нему много людей за помощью обращались.
Мы с женой – труженики
тыла, ветераны труда, воспитали 17 внуков и
троих правнуков. Род Куртигешевых из Осинников переехал сюда во время
открытия колхозов. В колхозе тогда выращивали пшеницу, рожь, ячмень,
просо. Было много скота, заготовки увозили на лошадях в Таштагол.
Добирались с гужевым грузом до города за сутки, если же везли груз
оттуда, то дома были через два дня. Позже стали возить на телегах.
В годы ВОВ у многих
близкие уходили на фронт. Мой отец попал в
стройбат, заболел туберкулёзом, поэтому его списали. Долечивали мы его
дома. Помню, как во время войны в Горную Шорию привозили немцев целыми
семьями – их везли на телегах через Кабырзу в русскую Тарбу.
Подготовили Т.
Митракова, учитель истории и
Л. Cергеева,
учитель географии, школа № 26,
п. Усть-Кабырза
Статья предоставлена редакцией газеты "Красная Шория"
|